Гигиеническая оценка условий обучения (на примере высших учебных заведений Уфы)

https://doi.org/10.33029/0016-9900-2020-99-4-405-411

Резюме

Введение. Проведено исследование, целью которого являлся анализ условий обучения образовательных организаций высшей школы.

Материал и методы. Проведён анализ параметров микроклимата образовательных организаций разного профиля (г. Уфа, Республика Башкортостан). Исследованы 294 аудитории в 22 корпусах 4 ведущих вузов г. Уфы (всего 3822 замера). Осуществлён микробиологический анализ воздуха 48 аудиторий вузов (на основе 228 результатов идентификации микроорганизмов. Организован мониторинг содержания СО2 в воздушной среде учебных помещений. Произведена оценка ионизирующих излучений (радона и его дочерних продуктов) в воздушной среде аудиторий, находящихся в подвальных помещениях. С целью оценить условия и образ жизни студентов 4 вузов г. Уфы проведено анонимное анкетирование 1820 студентов I и IV курсов.

Результаты. Выяснилось, что каждый пятый замер температуры воздуха в аудитории оказался выше нормируемых (допустимых) величин. Средняя температура в помещениях всех исследуемых вузов составила 23,9 ±0 ,09 ºС. Средняя относительная влажность во всех учебных помещениях насчитывала 34,2 ± 0,42%. Установлено, что каждая третья аудитория вузов (32,1% от всех исследуемых) имеет низкое качество воздуха (1000 ppm и более). При санитарно-микробиологической оценке воздушной среды с идентификацией микроорганизмов было установлено наличие патогенной микрофлоры - золотистого стафилококка в 6,3% аудиторий, плесневых грибов - в 16,8% от всех исследуемых учебных помещений. Анализ ионизирующих излучений (радона и его дочерних продуктов распада) определил, что показатели среднегодовой эквивалентной равновесной объёмной активности дочерних продуктов радона (ЭРОА ± Δ222Rn) оказались в диапазоне от 28 ± 14 до 69 ± 34,5 Бк/м3, что соответствует требованиям, установленным СанПиН 6.1.2523-09.

Заключение. Гигиеническая оценка параметров микроклимата, микробиологических и химических показателей воздушной среды образовательных организаций выявила ряд отклонений от регламентируемых норм. По результатам исследования подготовлены рекомендации для руководства и преподавателей вузов г. Уфы.

Ключевые слова:температура; скорость движения воздуха; влажность; двуокись углерода; микрофлора; радон; дочерние продукты распада радона; аудитории; студенты; здоровье; профилактика.

Горбаткова Е.Ю. Гигиеническая оценка условий обучения (на примере высших учебных заведений Уфы). Гигиена и санитария. 2020; 99(4): 405-411. DOI: https://doi.org/10.33029/0016-9900-2020-99-4-405-411

Литература

1. Бердиев Р.М., Кирюшин В.А., Моталова Т.В., Мирошникова Д.И. Состояние здоровья студентов-медиков и факторы, его определяющие. Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2017; 2: 303-15.

2. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Молдованов В.В., Сафонкина С.Г., Ибрагимова Е.М. Уровень санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений и здоровье детей г. Москвы. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014; 1: 11-22.

3. Семенова В.Н., Галузо Н.А., Крашенинина Г.И., Федянина Н.С., Федянин А.П. Гигиеническая оценка условий обучения в вузе. International Scientific Review. 2019; 1: 7.

4. Горбаткова Е.Ю. Социально-гигиенические аспекты формирования здоровья современной студенческой молодёжи. Современные проблемы науки и образования. 2017; 4: 9.

5. Гузик Е.О., Гресь Н.А., Зайцев В.А., Сидукова О.Л., Мащенко И.В. Формирование здоровьесберегающей среды в учреждениях общего среднего образования. Минск: ГУО "БМАПО"; 2016. 18 с.

6. Маркин В.К., Просвирина И.С. Анализ температурных полей воздуха в помещении для учебных занятий. Научный потенциал на службу модернизации. 2012; 2: 71-4.

7. Горбаткова Е.Ю. Социально-гигиенические аспекты формирования здоровья современной студенческой молодёжи. Современные проблемы науки и образования. 2017; 4: 25.

8. Просвирина И.С. Исследование температурных полей учебного помещения. Вестник Череповецкого государственного университета. 2016; 8: 21-4.

9. Аслоньянц А.М. Гигиеническая оценка условий обучения и состояния здоровья девушек - студенток медицинских колледжей Краснодарского края: дис. - канд. мед. наук. Волгоград; 2011. 178 с.

10. Дзулаева И.Ю. Гигиеническая оценка роли условий обучения и воспитания в учреждениях начального профессионального образования и образа жизни в формировании здоровья подростков: дис. - канд. мед. наук. М.; 2012. 204 с.

11. Здоровье населения и образовательная политика: монография (под общ. ред. д.м.н. Х.М. Ахмадуллиной и д.п.н. А. Ванчовой). ВЭГУ, университет им. Я.А. Коменского в Братиславе (Словакия). Уфа; Братислава. 2016. 163 с.

12. Ахмадуллина Х.М., Ахмадуллин У.З., Горбаткова Е.Ю., Титова С.П. Роль ноосферного подхода в формировании здоровьеразвивающей образовательной среды. Вестник ВЭГУ. 2015; 5 (79): 14-23.

13. Горбаткова Е.Ю., Зулькарнаев Т.Р., Ахмадуллин У.З., Зулькарнаева А.Т., Казак А.А. Влияние социально-гигиенических факторов на состояние здоровья подрастающего поколения. Современные проблемы науки и образования. 2017; 2: 15.

14. Горбаткова Е.Ю., Забродина Г.Ю. Образ жизни и здоровье студентов. Вестник НЦБЖД. 2015; 3: 102-4.

15. Angelon-Gaetz K.A., Richardson D.B., Lipton D.M., Marshall S.W., Lamb B., LoFrese T. The effects of building-related factors on classroom relative humidity among North Carolina schools participating in the “Free to Breathe, Free to Teach” study. Indoor Air. 2015; 25 (6): 620-30.

16. Volkov O. Indoor climate in airsupported structure. Mikkeli university of applied sciences (Finland); 2014. 33 p. Available at: http://www.theseus.fi/bitstream/handle (accessed 26.05.2018)

17. Мыльникова И.В. Гигиеническая оценка внутришкольной среды городских и сельских общеобразовательных учреждений. Гигиена и санитария. 2016; 95 (12): 1193-7.

18. Пронина Т.Н., Карпович Н.В., Ганькин А.Н., Бобок Н.В. Внутришкольная среда и состояние здоровья учащихся младших классов. Довкiлля та здоров’я. 2015; 3: 44-50. (in Ukrainian)

19. Сахарова О.Б. Влияние гигиенических факторов на состояние здоровья студен-тов крупного гуманитарного вуза. Дисс. канд. мед. наук. Владивосток; 2011. 212 с.

20. Сахарова О.Б., Кику П.Ф., Гришанов А.В., Горборукова Т.В. Влияние социально-гигиенических факторов на состояние здоровья студентов Дальневосточного университета. Здравоохранение Российской Федерации. 2012; 2: 39-41.

21. Курякова Н.Б., Пируцкая А.В. Исследование и анализ параметров микроклимата комфортности учебных корпусов вузов. Символ науки. 2015; 11: 6.

22. Wolkoff Р. Indoor air humidity, air quality, and health - an overview. Int J Hyg Environ Health. 2018; 221 (3): 376-90.

23. Jaakkola K., Jokelainen J., Saukkoriipi A., Roivainen M., Juvonen R., Vainio O. et al. A decrease in temperature and humidity precedes human rhinovirus infec-tions in a cold climate. Viruses. 2016; 8: 244.

24. Noti J.D., Blachere F.M., McMillen C.M., Lindsley W.G., Kashon M.L., Slaughter D.R. et al. High humidity leads to loss of infectious influenza virus from simulated coughs. PLoS ONE. 2013; 8: 74-85.

25. Koep T.H., Enders F.T., Pierret C., Ekker S.C, Krageschmidt D., Neff K.L. et al. Predictors of indoor absolute humidity and estimated effects on influenza virus survival in grade schools. BMC Infect Dis. 2013; 13: 71.

26. Камилова Т., Мавлянова З.Ф., Абдусаматова Б.Э. Сравнительная санитарно-гигиеническая оценка условий обучения в разных типах образовательных учреждений. Экология и гигиена. 2016; 3: 71-5.


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»