Информационная гигиена: современные подходы к гигиенической оценке контента и физических сигналов носителей информации

https://doi.org/10.33029/0016-9900-2020-99-4-351-355

Резюме

Возрастающий информационный поток влияет на здоровье. Рассматривается распространённость информации как фактора окружающей среды. При росте традиционной информационнозависимой заболеваемости по МКБ-10 появляется новая патология: компьютерный синдром; аддикции от телевидения; депрессии от соцсетей; интернетмания, лудомания; номофобия; интернет-суициды. Представлен понятийный аппарат профилактических трендов: информационные гигиена, экология, этика; цифровая-, кибер-, интернет-гигиена. Информационная гигиена - раздел медицинской науки, изучающий закономерности влияния информации на психическое, физическое и социальное благополучие человека, его работоспособность, продолжительность жизни, общественное здоровье социума, разрабатывающий нормативы и мероприятия по оздоровлению окружающей информационной среды и оптимизации интеллектуальной деятельности. Анализируется существующее гигиеническое нормирование физических сигналов носителей и перспективы гигиенической оценки деятельности с выраженными информационными нагрузками. Рассматриваются недостатки существующей дозиметрии, современные диагностические приборы для методологии "доза-эффект". Рассматривается значение информационной гигиены для лимитизации контента, границ адресности и специализированности распространения информации, для профилактики инфопандемий, сопровождающихся вирусофобией, карантиноманией, радиофобией, мизофобией. Приводятся научные тренды мультидисциплинарных мегапроектов изучения интеллекта для новых гигиенических подходов к оптимизации психического здоровья. Учитывая стратегии в нацпроекте "Образование", цифрового развития информационного общества в России, а также профилактики инфоэпидемий, разработка учебного пособия по информационной гигиене может базироваться на принципах, обозначенных в аксиоматике информационной экологии. Предлагаются к рассмотрению адекватные ответы гигиенистов, профилактической медицины и госсанэпидслужбы. В социальной и коммунальной гигиене - изучение статистики психического общественного здоровья, прогнозирование, профилактика инфопандемий. В гигиене детей и подростков - разработка рекомендаций и нормативов: по гаджетам и времени их использования, оценке феноменов клипового мышления, переходу на электронные учебники, предельно допустимым ограничениям по качеству и объему информации при поиске знаний. В гигиене труда - определение: лимитов интеллекта из нейронаук; интенсификации мозг-компьютерных интерфейсов, "доз-эффектов" и ПДУ сигналов-носителей; оптимизация информационного сотрудничества.

Ключевые слова:информационная гигиена; измерение; нормирование; дозиметрия.

Еремин А.Л. Информационная гигиена: современные подходы к гигиенической оценке контента и физических сигналов носителей информации. Гигиена и санитария. 2020; 99 (4): 351-355. DOI: https://doi.org/10.33029/0016-9900-2020-99-4-351-355

Литература

1. Eryomin A.L. Information ecology - a viewpoint. International Journal of Environmental Studies. 1998; 54: 241-53.

2. Lyman P., Varian H.R. How much information. Release of the University of California. Oct.27, 2003.

3. Yang C.C. Visualization of large category map for Internet browsing. Decision Support Systems. 2003; 35 (1): 89-102.

4. Дружилов С.А. Современная информационная среда и экология человека: психологические аспекты. Гигиена и санитария. 2018; 7: 593-603.

5. Bray D.A. Information Pollution, Knowledge Overload, Limited Attention Spans, and Our Responsibilities as IS Professionals. Global Information Technology Management Association (GITMA) World Conference. June 2008.

6. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология, нейроанатомия, психология эмоций. М.: Наука; 1981.

7. WHO. Policies and practices for mental health in Europe - meeting the challenges. Copenhagen: WHO regional office for Europe. 2008. Available at: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0006/96450/E91732.pdf

8. World Health Organization (WHO). Depression fact sheet. Published 30 January 2020. Available at: https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/depression

9. Еремин А.Л. Влияние информационной среды на здоровье населения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2000; 6: 21-4.

10. Reddy S.C. et al. Computer vision syndrome. Nepal J. Ophthalmol. 2013; 2: 161-8.

11. Kubey R., Csikszentmihalyi M. Television Addiction Is No Mere Metaphor. Scientific American. 2002; 2: 48-55.

12. Karaiskos D. et al. Social network addiction: a new clinical disorder? European Psychiatry. 2010; 25: 855.

13. Krajewska-Kułak E. at al. Problematic mobile phone using among the Polish and Belarusian University students. Progress in Health Sciences. 2012; 1: 45-50.

14. Swan M. Sensor Mania! The Internet of Things, Wearable Computing, Objective Metrics, and the Quantified Self 2.0. Journal of Sensor and Actuator Networks. 2012; 1(3): 217-53.

15. Brus A. A young people’s perspective on computer game addiction. Addiction Research & Theory. 2013; 5: 365-75.

16. Rosenquist J.N., Fowler J.H., Christakis N.A. Social network determinants of depression. Molecular Psychiatry. 2011; 16: 273-81.

17. Stieger S. at al. Who Commits Virtual Identity Suicide? Differences in Privacy Concerns, Internet Addiction, and Personality Between Facebook Users and Quitters. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2013; 9: 629-34.

18. Бухтияров И.В., Денисов Э.И., Еремин А.Л. Основы информационной гигиены: концепции и проблемы инноваций. Гигиена и санитария. 2014; 4: 5-9.

19. Denisov E.I. Informational Hygiene as A Medical and Biological Tool for Health Preservation in The Digital Era. Am J Biomed Sci & Res. 2019. 4 (2).

20. Díaz Nafría J.M. at al. Interdisciplinary Elucidation of Concepts, Metaphors, Theories and Problems Concerning INFORMATION - glossariumBITri. Ecuador: UEPSE; 2016.

21. Большаков А.М., Крутько В.Н., Кутепов Е.Н., Мамиконова О.А., Потемкина Н.С., Розенблит С.И., Чанков С.В. Информационные нагрузки как новый актуальный раздел гигиены детей и подростков. Гигиена и санитария. 2016; 2: 172-7.

22. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Храмцов П.И. Медико-профилактические основы безопасной жизнедеятельности детей в гиперинформационном обществе. Российский педиатрический журнал. 2017; 3: 161-5.

23. Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Татаринчик А.А., Федотов Д.М., Цамерян А.П., Добрук И.В., Цепляева К.В., Скоблина Е.В. Гигиенические проблемы охраны зрения школьников и студентов в условиях гиперинформационного общества. Российская детская офтальмология. 2017; 4: 5-9.

24. Ткачук Е.А., Тармаева И.Ю. Нервно-психическое развитие детей дошкольного возраста в условиях информатизации. Гигиена и санитария. 2014; 6: 60-3.

25. Brooks D. et al. ECAR Study of Undergraduate Students and Information Technology. Research report. Louisville, CO: ECAR, October 2017.

26. Kaku M. The Future of the mind. New York: Dobleday, 2014.

27. Extracts of statements made by the leading participants at the public hearing on “The handling of the H1N1 pandemic: more transparency needed?”, organized by the Committee on Social, Health and Family Affairs of the Parliamentary Assembly of the Council of Europe (PACE) in Strasbourg on Tuesday 26 January 2010. Available at: http://assembly.coe.int/nw/xml/News/FeaturesManager-View-EN.asp?ID=900

28. WHO. Mental health action plan 2013-2020. Geneva: WHO. 2013.

29. Васильева О. В нацпроекте "Образование" особое внимание уделено кибербезопасности детей. ТАСС. 16 октября 2018.

30. Песков Д. В школах нужны уроки цифровой гигиены. Известия. 2018. 28 июля.

31. Еремин А.Л. Природа и физиология информационной экологии человека. Экология человека. 2000; 2: 55-60.


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»