Двигательная активность и индивидуальные накопительные риски нарушения составляющих здоровья школьников

https://doi.org/10.33029/0016-9900-2020-99-3-279-285

Резюме

Введение. Оптимальная двигательная активность школьников обеспечивает адекватное физическое развитие, под которым понимается совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания на каждом возрастном отрезке времени.

Цель исследования - определить значения индивидуальных накопительных рисков нарушения составляющих здоровья школьников в зависимости от уровня двигательной активности и разработать рекомендации по их снижению.

Материал и методы. В исследовании приняли участие 709 школьников в возрасте 12-14 лет. Для решения поставленных задач использовали гигиенические методы с оценкой двигательного режима, режима обучения, показателей функциональных возможностей школьников; антропометрические методы; информационно-аналитические методы и статистические методы, в том числе ассоциативный анализ. Уровень двигательной активности школьников классифицировали в соответствии с суточными энерготратами, которые определяли путём суммации энерготрат по всем категориям двигательной активности.

Результаты исследования. Показано, что индивидуальные накопительные риски нарушения здоровья школьников растут по всем составляющим здоровья при увеличении отклонения уровня двигательной активности от оптимального, при этом значимое влияние на рост индивидуальных накопительных рисков нарушения здоровья школьников оказывает временной фактор. Установлено, что с целью снижения вероятности формирования нарушений здоровья школьников выявление нарушений двигательной активности и применение корректирующих мероприятий должно быть осуществлено как можно раньше - в период до 6 мес от момента выявления нарушений. При составлении плана корректирующих мероприятий по формированию оптимального уровня среднесуточной нагрузки для детей школьного возраста категории двигательной активности вне диапазона нормы требуют приведения к рекомендуемым по интенсивности и продолжительности согласно полу и возрасту школьника. Получены ассоциативные правила, позволяющие выявлять причины нарушения структуры двигательной активности и вносить коррективы с учётом взаимосвязи между категориями двигательной активности. Оптимизация достигается путём приведения продолжительности времени, затраченного на различные категории двигательной активности, к рекомендуемой.

Заключение. Применение результатов данного исследования позволит снизить индивидуальные накопительные риски нарушения здоровья школьников, сохранить здоровье подрастающего поколения, обеспечить оптимальное личностное и физическое развитие.

Ключевые слова:индивидуальные накопительные риски нарушения составляющих здоровья школьников; двигательная активность; физическое развитие школьников

Новикова И.И., Ерофеев Ю.В., Флянку И.П., Усачева Е.В., Куликова О.М. Двигательная активность и индивидуальные накопительные риски нарушения составляющих здоровья школьников. Гигиена и санитария. 2020; 99(3): 279-285. DOI: https://doi.org/10.33029/0016-9900-2020-99-3-279-285

Литература

1. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Поведенческие риски, опасные для здоровья школьников XXI века. Монография. М.: ФГАУ "НМИЦ здоровья детей" Минздрава России; 2017. 170 с.

2. Riso E.M., Kull M., Mooses K., Hannus A., Jürimäe J. Objectively measured physical activity levels and sedentary time in 7-9-year-old Estonian schoolchildren: independent associations with body composition parameters. BMC Public Health. 2016; 16: 346.

3. Gallotta M.C., Iazzoni S., Emerenziani G.P., Meucci M., Migliaccio S., Guidetti L. et al. Effects of combined physical education and nutritional programs on schoolchildren’s healthyhabits. PeerJ. 2016; 4: e1880.

4. Ветков Н.Е. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Наука-2020. 2016; 2 (8): 30-43.

5. Доровских И.Г. Двигательная активность как фактор оздоровления подрастающего поколения. Вестник Югорского государственного университета. 2016; 1 (40): 167-9.

6. Алфимов С.Д., Комаров М.Н., Климова Л.Ю. Двигательная активность и её влияние на здоровье человека. В кн.: Сборник статей Международной научно-практической конференции "Педагогика и психология в информационном обществе". М.; 2017: 4-7.

7. Кучма В.Р., Сафонкина С.Г., Молдованов В.В., Кучма Н.Ю. Гигиена детей и подростков в современной школьной медицине. Гигиена и санитария. 2017; 96 (11): 1024-8.

8. Ishihara T., Morita N., Nakajima T., Okita K., Sagawa M., Yamatsu K. Modeling relationships of achievement motivation and physical fitness with academic performance in Japanese schoolchildren: Moderation by gender. Physiol Behav. 2018; 194: 66-72.

9. Ветков Н.Е. Здоровье человека как ценность и его определяющие факторы. Наука-2020. 2016; 5 (11): 126-42.

10. Лучанинова В.Н., Цветкова М.М., Веремчук Л.В., Крукович Е.В., Мостовая И.Д. Состояние здоровья детей и подростков и факторы, влияющие на его формирование. Гигиена и санитария. 2017; 96 (6): 561-8.

11. Зайцева Н.В., Устинова О.Ю., Лужецкий К.П., Маклакова О.А., Землянова М.А., Долгих О.В. и соавт. Риск-ассоциированные нарушения здоровья учащихся начальных классов школьных образовательных организаций с повышенным уровнем интенсивности и напряжённости учебно-воспитательного процесса. Анализ риска здоровью. 2017; 1: 66-83.

12. Riso E.M., Kull M., Mooses K., Jürimäe J. Physical activity, sedentary time and sleep duration: associations with body composition in 10-12-year-old Estonian schoolchildren. BMC Public Health. 2018; 18 (1): 496.

13. Medina C., Jáuregui A., Campos-Nonato I., Barquera S. Prevalence and trends of physical activity in children and adolescents: results of the Ensanut 2012 and Ensanut MC 2016. Salud Publica Mex. 2018; 60 (3): 263-71.

14. Ferreira R.W., Varela A.R., Monteiro L.Z., Häfele C.A., Santos S.J.D., Wendt A. et al. Sociodemographic inequalities in leisure-time physical activity and active commuting to school in Brazilian adolescents: National School Health Survey (PeNSE 2009, 2012, and 2015). Cad Saude Publica. 2018; 34 (4): e00037917.

15. Dyrstad S.M., Kvalø S.E., Alstveit M., Skage I. Physically active academic lessons: acceptance, barriers and facilitators for implementation. BMC Public Health. 2018; 18 (1): 322.

16. Ерофеев Ю.В., Флянку И.П., Белова Л.Е., Павлов Г.К., Фоменко А.А. Методические рекомендации МР № 2.4.4.03.-09 по оценке физического развития детей и подростков Омской области: учебное пособие. Омск: Издательство СибГУФК; 2010.

17. Белова Л.Е., Флянку И.П., Ляпин В.А. Физическое развитие детей и подростков в возрасте 7-18 лет г. Омска (субъект РФ - Омская область). Этническая принадлежность - русские. В кн.: Физическое развитие детей и подростков Российской федерации. М.; 2013: 123-5.

18. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Шубочкина Е.И., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности. Гигиена и санитария. 2017; 96 (10): 990-5.

19. Зайцева Н.В., Устинова О.Ю. Риск-ассоциированные нарушения здоровья детей и подростков: оценка, профилактика, коррекция. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016; 1: 20-31.

20. Криволапчук И.А., Мышьяков В.В. Особенности факторной структуры физической работоспособности мальчиков и девочек 9-10 лет. Гигиена и санитария. 2017; 96 (8): 759-65.

21. Cale L. Self-report measures of children’s physical activity: recommendations for the future and a new alternative measure. Health Educ J. 1994; 53: 439-53.

22. Флянку И.П., Приешкина А.Н., Поух И.М. Характеристика условий воспитания и обучения школьников 12-14 лет в семье. Международный научно-исследовательский журнал. 2014; 1-4 (20): 61-4.

23. Флянку И.П., Новикова И.И., Ерофеев Ю.В., Истомин А.В., Булацева М.Б. Гигиеническая оценка фактической двигательной активности школьников. Вести МАНЭБ в Омской области. 2015; 2 (7): 22-7.

24. Флянку И.П., Новикова И.И., Ерофеев Ю.В., Истомин А.В., Булацева М.Б. Проблема гиподинамии у школьников и организация работы по восполнению дефицита двигательной активности. В кн.: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Актуальные вопросы гигиены, профпатологии и медицинской реабилитации". Омск; 2016: 152-9.

25. Чернышёва А.А. Сон как фактор успешной учёбы школьника. Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015; 5 (6): 980.

26. Киндзера А.Б. Физическая активность и сон как составляющее здорового образа жизни школьников. Актуальные научные исследования в современном мире. 2017; 7-3 (27): 48-52.

27. Погадаев Г.И. Формирование нагрузок при подготовке к выполнению норм ВФСК ГТО. В кн.: Материалы международной научнопрактической конференции "Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития". Международная академия наук педагогического образования. М.; 2017: 391-4.

28. Winkvist A., Hultén B., Kim J.L., Johansson I., Torén K., Brisman J. et al. Dietary intake, leisure time activities and obesity among adolescents in Western Sweden: a cross-sectional study. Nutr J. 2016; 15: 41.


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»